Сочинение может вернуться в школу как выпускной экзамен
Президент России дал поручение изменить стандарты для школы так, чтобы знания по русскому языку и литературе у учеников были глубже, а при окончании учебного заведении снова учитывалось сочинение. Свои предложения Минобрнауки должно представить к 1 марта 2014 года. И если поправки в стандарты быстро утвердят, то с нового учебного года сочинение вернется в школу. Российская школа живет без сочинений уже пять лет. Вместо него в обязательном ЕГЭ по русскому языку есть эссе. Минимум - 150 слов на заданную тему. Как правило - нравоучительный рассказ кого-то из современных писателей или публицистов. Иными словами, сейчас полстранички текста достаточно, чтобы доказать: ты умеешь рассуждать, грамотно и внятно излагая свои мысли. В ЕГЭ по литературе сочинение осталось, но на строго заданную тему. К тому же оно далеко не единственное задание, и его вес в общей оценке не так уж велик.
По мнению ректора Литературного института им. Горького Бориса Тарасова, чтобы готовить учеников к написанию сочинений, от учителя сейчас потребуется большое мастерство.
- Подлаживаться под нисходящий уровень не надо. И не так уж важно, о чем школьники будут писать сочинения - на свободную тему или по литературным произведениям, тут должно быть разнообразие и гармоничное сочетание, хотя в основе должна лежать классическая литература. Важно, чтобы они умели размышлять над главными проблемами жизни, - рассказал Борис Тарасов "РГ".
Он считает, что даже стандартный урок при интересном, глубоком учителе может быть хорошим, а всякий интерактив - отвлекать. Ректор Литинститута убежден, что не стоит идти по пути потакания современному восприятию, упрощению и визуализации.
- Я бы пошел по пути усложнения, в том числе, программы по литературе. Допустим, добавил бы в список обязательной литературы Платонова, но не отрывки, а целые произведения. - говорит Борис Тарасов. - Отрывки не дают должного целостного представления, не понятны общий контекст и художественный смысл. Сейчас в программе довольно много произведений даны кусками, сочинения нет, дети мало читают и о "Евгении Онегине" отзываются так: "Татьяна - лох. Надо было и с генералом остаться, и с Онегиным замутить"...
Вот только сумеют ли нынешние школьники читать больше и понимать глубже? Большой вопрос. Этим летом вице-президент Российской академии образования Борис Фильдштейн представил в Российском книжном союзе большой доклад, посвященный современным детям. Исследования психологов и педагогов шли с 2008 года, и вот что выяснилось: за эти годы у будущих первоклашек резко снизились когнитивные способности. Иными словами, - восприятие, мышление, логика, память, воображение. Дети перестали быть такими любознательными и активными, как, скажем, 20 лет назад, у 40-60 процентов в зависимости от региона наблюдается нарушения речевого развития, почти у всех дошкольников - плохая мелкая моторика, из-за чего держать правильно ручку в руке и красиво писать в начальной школе могут единицы. "У большого числа детей отмечаются серьезные проблемы с умением читать, понимать текст", - выделено особо в докладе Бориса Фильдштейна.