До
сих пор поиск, развитие и сопровождение талантливых детей в нашей
стране не давали нужной отдачи, заявили в пятницу участники заседания
Национального координационного совета по поддержке молодых талантов в
России. Исправить положение решили путем совершенствования олимпиад для
школьников, а, главное, — создания школ при ведущих российских вузах.
— Они свидетельствуют, что общество вышло из советской шинели с
уравнительными ценностями. Это — конец мифа, что российское сознание
есть сознание уравнительное. 56% опрошенных сегодня считают, что
основную часть вклада в развитие культуры и науки дают таланты. Против
выступает лишь треть опрошенных.
Более того. Россияне готовы даже смириться с тем, что талантливые
люди должны получать за свой труд больше остальных: в этом сегодня
уверены свыше 50% респондентов.
Другая новая тенденция — готовность трети российских семей взять на
себя ответственность за развитие талантливых детей. А, главное, платить
за дополнительные занятия с талантами. Об этом заявили 75% опрошенных,
включая представителей наименее обеспеченных семей — тех, которым, по их
оценке, не хватает денег даже на еду.
Между тем, целенаправленным развитием талантов у нас не занимается ни
школа, ни вузы, констатировал глава комиссии Общественной палаты по
образованию, ректор Национального исследовательского университета —
Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов:
— Школа в основном сориентирована на программы общего образования, и
не стимулирует школьников к получению знаний сверх нее. Олимпиады
проводятся только по школьным предметам, а это лишь 25% предметных
областей науки. В итоге в такие области, как, скажем, психология,
приходят случайные люди.
Не лучше обстоит дело и в вузах:
— До трети имеют профильные классы в профильных школах. Однако меньше
половины вузов участвуют в «чужих» олимпиадах. Таким образом
подавляющее большинство ориентировано не на поиск талантов, а на
обеспечение собственных потребностей в студентах.
— Олимпиады, — подчеркнул он, — абсолютно необходимы. Между тем у нас
есть все основания сомневаться в их абсолютной объективности: каждый
год регулярно возникает самая не лицеприятные информация по этому
поводу. Да и как иначе, если олимпиады ориентированы не на поиск
талантов, а на поступление в вуз. Это факт нашей жизни, с которым
приходится считаться.
Улучшить ситуацию предполагается следующим образом. Что касается
олимпиад, то их сделают более прозрачными; расширят конкурсные проекты
по прикладным направлениям — например, в сфере сельского хозяйства,
менеджмента и т.д. (Сейчас прикладные проекты такого рода есть только в
МГТУ им.Баумана). Одновременно создадут условия для участия в олимпиадах
инвалидов и детей из малообеспеченных семей — сегодня, признал
Кузьминов, они в силу имеющихся у них сложностей «не доезжают даже на
региональный уровень». Возможно, им выделят отдельные квоты для участия в
олимпиадах. Кроме того, предлагается публиковать в интернете работы
всех победителей всероссийских и вузовских олимпиад, а подготовивших их
учителей — поощрять денежными премиями.
Наконец, уже 2013 году в Москве начнут отрабатывать методики практики
создания школ в составе вузов. Начнут с ведущих университетов. Таким
образом, по словам Кузьминова, «фактически будет создана альтернатива
элитным школам, гимназиям и лицеям, где сегодня учится около 10%
школьников». Все школы нового типа будут бесплатными и с квотами для
детей из малоимущих семей.