Дети-клоуны, дети-шуты - редко какой класс обходится без них. Для неопытной
учительницы, когда на уроке сидит такой "артист", работа становится
пыткой.
Данные рекомендации помогут
педагогам выработать оптимальную модель поведения в этой ситуации.
* Многим детям помогает превентивное внимание. Если вы знаете, что в
классе есть ребенок, который обязательно начнет "тянуть одеяло на
себя", прямо в начале урока (объяснения новой темы, опроса) уделите ему
минуту персонального пристального внимания. Спросите о чем-нибудь, похвалите за
помощь, внешний вид, прошлые успехи, поинтересуйтесь его мнением, просто
подойдите и постойте рядом, прикоснитесь, посмотрите в глаза. Это очень
рентабельная трата времени, потому что в большинстве случаев этой минутной
"порции" бывает достаточно, чтобы следующие 15-20 минут ребенок мог
нормально работать и не портить вам нервы. Кроме того, он получает важный опыт,
что внимание взрослого вовсе не обязательно "выцыганивать" - вы и так
о нем помните и хорошо к нему относитесь.
*Иногда очень
хорошо срабатывает "тайный уговор": выберите момент и поговорите с
ребенком о том, как вам мешают его постоянные выходки в классе, как вы от этого
устаете и расстраиваетесь, что остальные дети могут чего-то недопонять, не
разобраться. Обычно ребята такого типа вовсе не злые, они очень живо и
сочувственно реагируют на ваши жалобы и искренне хотят исправить свое поведение
- только не могут ничего с собой поделать. Договоритесь, что вы не будете против
безобидных шуток, разряжающих обстановку в классе, но как только ученик
начинает вам по-настоящему мешать, вы подаете ему условный знак, смысл
которого: "Остановись, это уже слишком!". Это может быть особый жест,
взгляд, слово. Ребенку, нуждающемуся в особом внимании, очень важно и приятно,
что он становится "избранным", доверенным лицом, хранителем секрета.
Ваш условный знак (который займет у вас не более 5 секунд) для него есть та
самая необходимая порция внимания, "доза", глоток воздуха, который
позволит справиться с собой и вести себя приемлемо.
*Если сдерживающие усилия не помогают,
постарайтесь, чтобы ваши "карательные меры" не подкрепляли
истерическое поведение, а наказание не превращалось в театр одного актера.
Можно до конца урока отсадить ученика на стул, стоящий так, чтобы остальные
дети его не видели, можно задать дополнительное письменное задание - чтобы
головы не мог поднять. Важно избежать долгого спектакля: "Выйди из
класса!" - "Нет, а что я сделал?", и так пять раз по кругу,
поэтому лучше сразу молча вывести. Не уделяйте выходкам ребенка много внимания.
Быстро, кратко, решительно, безэмоционально пресекайте безобразие, стараясь не
прерывать хода урока - и все.
*Ни в коем случае не создавайте для
такого "обаяшки" режим попустительства. Не нужно подкреплять его
пагубную жизненную стратегию. Как бы высокохудожественно он ни раскаивался и
как бы умилительно ни улыбался, твердо гните свою линию: правила одни для всех,
и тебе придется им следовать. К тебе я хорошо отношусь, но твое поведение
терпеть не буду.
*Когда ученик ведет себя хорошо (или
хотя бы приемлемо), обязательно найдите возможность посмотреть на него,
улыбнуться, поговорить. Важно разрушить в его голове неправильную связь
"паясничаю - получаю внимание, сижу смирно - меня как будто бы нет" и
заменить ее другой: "паясничаю - оказываюсь в изоляции, веду себя хорошо -
получаю внимание и признательность".