Стандарты второго поколения. Примерные программы по иностранному языку.
В примерной программе для основной школы предусмотрено дальнейшее
развитие всех основных представленных в программах начального общего
образования видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных
программ основного общего образования имеет особенности, обусловленные,
во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными
социальными требованиями к уровню развития их личностных и
познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы
общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными
особенностями обучаемых.
Содержание каждого учебного предмета или совокупности учебных предметов
является отражением научного знания о соответствующей области
окружающей действительности.
Содержание учебных предметов, представляющее в основной школе систему
научных понятий и соответствующие им способы действий, создает
необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного
мышления у школьников. Такая качественно новая форма мышления выступает
операционно-технической базой перехода учащихся от учебной деятельности
как умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с
элементами самообразования и саморазвития в основной школе. Это
раскрывает новые возможности развития познавательной, коммуникативной,
эстетической, предметно-преобразующей (технико-технологической)
деятельности на основе ценностно-смысловой ориентации личности в мире и
обществе, развития самосознания и целеполагания, выстраивания
индивидуальной образовательной траектории.
Вклад учебного предмета «Иностранный язык» в достижение целей основного общего образования
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех
основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении,
письме);
— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в
соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной
школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных
способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре,
традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и
ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим
особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование
умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного
общения;
— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
— учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений, универсальных способов деятельности;
ознакомление с доступными учащимся способами и приемами
самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с
использованием новых информационных технологий;
• развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и
овладения ими как средством общения, познания, самореализации и
социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях
глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и
родного языка как средства общения и познания в современном мире;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как
составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств
гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к
взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к
проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем
информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и
обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.