Наверное, вряд ли найдется родитель, перед которым так или иначе не вставал бы этот вопрос. Действительно, что же делать?
Во-первых, следует
подумать об этом без лишних эмоций. Наилучшим образом возникшие
сложности решаются в спокойном и уравновешенном состоянии. Вы хотите
видеть своего ребенка спокойным и уверенным? Здесь все взаимно — ребенку
нужен спокойный и уверенный родитель. В первую очередь, родитель,
уверенный в успехе своего ребенка.
Во-вторых, необходимо задать себе вопрос: почему не хочет?
Обратите внимание на следующие два момента:
1) не было ли ссоры одноклассниками;
2) не возникало ли конфликта с кем-либо из педагогов.
Хотя не исключено, что причина резкого снижения
интереса к учебе лежит вне школы – это тоже необходимо прояснить. Однако
здесь важно быть тактичным и деликатным. Прямые вопросы типа: «С кем ты
поссорился? Ну-ка расскажи!» нежелательны – любая ссора и без того
болезненна для ребенка, и рассказать о ней непросто. Здесь лучше выждать
момент, когда подросток больше «расположен» к такому рассказу. В беседе
не оценивайте его действий и не давайте советов. Просто посочувствуйте ему:
- А он мне как врежет! Ни за что! Просто так!
- Ты растерялся - не понял за что так с тобой. «Просто так» - тебе казалось…
- Да! Именно! Ну я, конечно, тоже …сдачи дал … и обозвал…
- Ты пытался себя защитить…
В-третьих, снижение учебной мотивации наверняка распространяется не на все учебные предметы.
Какой предмет вызывает особенно неприятные чувства? Почему? Из-за учителя? Какой предмет нравится? Почему?
Не исключено, что этот предмет когда-то нравился (а
возможно, и продолжает нравиться) вам. Попробуйте изучать вместе,
причем для начала лучше использовать игровую мотивацию — вместе рисуйте,
запоминайте (кто больше?), придумывайте – используйте любую игру. Чем
больше смеха и удовольствия (особенно для вас) – тем лучше для ребенка.
Возможно, через какое-то время вы, к своему удивлению, увлечетесь… Ваша
увлеченность и желание – залог успеха. Кстати, ничто не делает семью
такой дружной, как совместные занятия, приносящие удовольствие.
А что делать, если учебный материал сильно запущен, и эта пресловутая учебная мотивация отсутствует уже давно?
Эта ситуация сложнее – восстанавливать всегда
труднее, чем строить с нуля. Горы учебного материала, который предстоит
заново освоить, слишком велики, а репетиторы дороги. Делайте ставку на
вновь изучаемые (биология, химия, история) и «легкие» (технология, МХК)
предметы. И помните – необходимо ваше живое участие. Без вас ребенок с
запущенным учебным материалом вряд ли начнет учиться сам.
Сходите в школу, поговорите с преподавателем.
Толковый педагог, возможно, не только увидит у ребенка способности
(например, в биологии), но, скорее всего, охотно его поддержит – даст
задание подготовить интересный доклад, поддержит, похвалит. А это
отличный стимул развить интерес к предмету и не только. Также —
почувствовать себя знающим, оцененным, нужным, умным, компетентным, т.е.
повысить самооценку. Ребенок с таким ощущением, безусловно, хочет чаще
бывать там, где оно, это ощущение, возникает, в данном случае таким
местом является школа.
Кстати, тестирование показывает, что довольно часто
подросток с запущенным учебным материалом оценивает себя по позиции
«ум» (в его понимании сумма знаний) гораздо ниже своих одноклассников,
однако по позиции «способности» — выше. Такая самооценка является
ресурсной – ваш ребенок правильно видит, что он способный и талантливый.
Сложность в том, что ему хочется сразу, без усилий, в мгновение ока
стать таким же «умным», т.е. знающим, как и его сверстники. В этой
ситуации родитель должен а) вместе с ребенком составить пошаговый план
действий (задача – что делаю – какой получаю результат); б) подтягивать
только один выбранный ребенком предмет; в) оказывать помощь и
контролировать выполнение; г) поощрять каждый, пусть даже
незначительный, успех ребенка. Здесь родителю потребуется все его
мужество, силы, терпение – конечно, продвижение может быть медленным,
также могут быть срывы, неудачи.
Главное, не опускайте руки. В вашей жизни бывали и
более сложные ситуации, с которыми вы успешно справились (Как вам это
удалось? Какие методы вам тогда помогли? Сколько времени вы на это
затратили?). Не стоит его, времени, жалеть, и все, что вы вкладываете в
детскую душу, воздастся сторицей …