Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения школьников Памятка для родителей Аутсайдер не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве; не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону); •
одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он
сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не
придет; • по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу; • задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне; •
у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что
боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством; • выглядит
неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в
настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях,
родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние
животные); • выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя
причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае,
если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут
быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя,
наркотиков; • приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи
выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная
сумка находятся в аварийном состоянии; • выбирает нестандартную дорогу в школу. • Агрессор • вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается); •
типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически
развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью,
воспитывающийся в неблагополучной семье; • ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми; •
в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить,
прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у
одноклассников и младших школьников); • приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления; • группируется со старшими подростками; • имеет садистские наклонности; • в мгновение ока переходит от довольства к злобе; • в игре навязывает друзьям свои правила; • злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их; • игнорирует указания и легко раздражается; • введет себя так, будто ищет повод к ссоре; • не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами. Памятка для учителей и администрации школ Аутсайдер • его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны; • на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии; •
во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников,
скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается
находиться недалеко от учителей, взрослых; • его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны •
других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться,
убежать, плачет; >как правило, потенциальными жертвами агрессии
являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые
одеваются беднее своих сверстниц; • хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками; • опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу; • во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
Агрессор • на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб; • манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним; • может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия; • на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых; • не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники; • прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов; • входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу; •
спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает
общественнополезной деятельности, поскольку это может быть истолковано
как признак слабости.
Программа действий
Отношение к окружающим
Аутсайдер
Приносит
себя в жертву, подавляет свои желания, чувства и эмоции, страдает,
испытывает тревогу; позволяет другим делать выбор за себя; избегает
конфликтов, не достигает своих целей
Чувствует
симпатию, вину или презрение по отношению к соперникам, достигает
своих целей за счет усидчивости и интеграции вне школы
Агрессор
Добивается
своих целей за счет других детей; предпочитает демонстративно выражать
свои эмоции и причинять вред другим, делает выбор за других или
оскорбляет, если его мнение игнорируют
Чувствует себя победителем, чаще нападает, чем защищается, как и аутсайдер, может оказаться в изоляции от сверстников
Уверенный в себе ребенок
Утверждает
собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает
свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает,
сохраняет уважение к себе и другим
Ощущает
уважение к своим нуждам и способен открыто выражать свои мысли и
чувства; имеет возможность достигать цели; стойко переносит конфликтные
ситуации
Методические рекомендации для родителей
• Во-первых, старайтесь избегать
скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у
него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на
окружающий социум. • Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок
питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым
желудком, что также провоцирует агрессивное поведение. • В-третьих,
необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить
перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно
приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам. Не
будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не
только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в
течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся
нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время
посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами,
постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только
потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и
родителей). Бывают такие случаи, когда родители приходят в школу и сразу
пытаются обвинить учителя во всех бедах своего ребенка. В такой
ситуации реакция учителя может быть либо нормальной, и он попытается
исправить положение, либо неадекватной и он начнет по любому поводу
придираться к ребенку и искусственно занижать ему отметки.