Для каждого ребенка поступление в
школу – это яркое чрезвычайно значимое событие. Но все они по разному
привыкают к новой обстановке и новым требованиям предъявляемым школой, у
многих процесс адаптации затягивается. Одни с радостью ждут каждого дня
учебы, другие с беспокойством глядят на родителей, когда те произносят
слова «школа».
Негативные переживания, опасения
ребенка по поводу разных сторон школьной жизни могут стать очень
интенсивными и устойчивыми. Специалистами такие эмоциональные нарушения
обозначаются по-разному. Термин "школьный невроз" используют, когда у
школьника отмечаются "беспричинные" рвоты, повышение температуры,
головные боли... Причем именно по утрам, когда нужно собираться в школу.
В каникулы такие симптомы почему-то исчезают.
"Школьная фобия" обозначает крайнюю
форму страха перед посещением школы. Она может и не сопровождаться
телесными симптомами, но без медицинской помощи в таком случае обойтись
трудно. А школьная тревожность? Это сравнительно "мягкая" форма
эмоционального неблагополучия. Но она может перерасти и в гораздо более
серьезную форму.
Так каковы же причины школьной тревожности?
Прежде всего, причины определяются
природной нервно-психической организацией школьника. Не в последнюю
очередь - особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей к
ребенку (все нужно делать только на "отлично"). У некоторых детей
страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения, в том
числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. Причем среди
таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью.
Из наблюдений психологов можно выделить несколько особенностей тревожных детей:
При достаточно хорошем уровне обучаемости учитель, по каким то
причинам, относит данного ребенка в разряд неспособных или недостаточно
способных к учению.
При выполнении заданий, столкнувшись с
трудностями, тревожный ребенок, как правило «теряется», не может найти
решения и, в конце концов, просто отказывается от дальнейших попыток
выполнить задание.
На уроке при ответе на вопрос, даже зная
правильный ответ, тревожный ребенок молчит, может заикаться, краснеет,
начинает плакать и т.д
Как правило, школьная тревожность
свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в
их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п.
Существует множество способов помочь
такому ребенку. Самое главное – это сразу заметить тревожность у ребенка
и обратиться к специалисту (Обычно это школьный психолог, но возможны и
другие специалисты) для недопущения дальнейшего перерастания
тревожности в фобию.
И обязательно нужно помнить, что
главная опора у ребенка это его родители. Только через постоянный
контакт между родителем и ребенком можно избежать всевозможных проблем в
развитии ребенка. Через беседу родитель может узнать о всех трудностях и
страхах возникающих у ребенка и только через доброжелательное общение
он сможет помочь найти пути разрешения всех проблем учащегося.