Прежде
чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали,
чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не
об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали
на ребенка (пусть даже заслуженно) — интеллектуальных подвигов не
ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в
самом простом материале.
Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:
те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
те, кто и не могут, и не хотят;
те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.
Ребенку
очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и
от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.
Почему учиться трудно?
У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
Могут
быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет
способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
Нет
основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию,
доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.
Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
Ригидность
психики, то есть замедленное восприятие и переработка информации,
трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий
общий темп работы.
Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.
Специфические
расстройства. Например, дислексия — такому ребенку труднее овладеть
чтением, чем другим детям. Дискалькулия — расстройства счета. Дисграфия —
трудности при овладении письмом.
Нарушения зрения, слуха.
Преобладание
у ребенка одного канала получения информации, например двигательного
или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом
восприятии, запоминании со слуха.
Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.
Это
так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребенка
или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными
развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям
ребенка.
Что еще может помешать хорошо учиться?
Высокая
тревожность. Ребенок боится не успеть и действительно не успевает,
боится сделать ошибку, но делает их множество. Боится плохо выглядеть в
глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей и т. д.
Инфантилизм,
незрелость ребенка. На первом месте — игровые интересы. В более старшем
возрасте — отсутствие чувства ответственности.
Несоответствие
учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребенка
(слишком трудно или, наоборот, слишком легко — и в том и в другом случае
неинтересно).
Излишняя требовательность со стороны родителей может вызывать противодействие ребенка.
Конфликты с учителями и одноклассниками.
В
учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать
бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы
стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих
родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно
ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что
границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не
доверяют!
Отказываясь
удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают
чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание
себя как самостоятельной личности порой подталкивают ребенка к нежеланию
заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода
наказания. Вот ребенок и заявляет: «Они могут запретить мне смотреть
телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок все равно
никуда не денутся».
Вполне
очевидно, что нежелание заниматься — проблема непростая. Нельзя решить
ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если
давление усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к
занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание
забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует
обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи
и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с
собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство
ответственности за свои поступки.
Прежде
чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали,
чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не
об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали
на ребенка (пусть даже заслуженно) — интеллектуальных подвигов не
ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в
самом простом материале.
Материал подготовлен психологическим центром "Адалин"