1.
Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид
мам и пап, учителей, знакомых. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. . И постоянно сравнивают. В какой-то
момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с
сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и
неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте
готовиться к этой оценке как можно раньше.
2.
Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы
его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не
следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда
противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить
желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше
разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе,
обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и
заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите,
что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не
бояться насмешки или пренебрежения. Поддерживайте уверенность
детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных
недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые
достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию
уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я
могу добиться многого и все изменить, если изменю себя». В
воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с
воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество,
терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника
дают положительные результаты.
3.
Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное
впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает
ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните,
например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели
понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте
появляется возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на
лыжах, чинить телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит
вкусные пирожки, рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей
мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают
гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы.
Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в
этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете
положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас
перед этой проблемой.
4.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь
сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах
сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает, что вы должны
освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это
лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам.
Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию
заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии
заменить действие движения». Главное – научить организм справляться с
нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не
только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и
регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как
назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф.
Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны
соответствовать возрастным возможностям ребенка. Кстати, только
физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут
смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите
освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного
облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть
хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься
физкультурой, только по специальной программе. И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.
5.
Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным
социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям
не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам,
походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно,
это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить
на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны
быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки,
способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет?
Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы,
свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не
забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут
укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме
детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать
стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен
твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
6.
Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься
спортом, выезжать на отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает
ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося
кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из
леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже вместе
с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более
важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не
пропустите момент, пока это ребенку интересно. То же самое
касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть
посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность
разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент –
«уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились
навсегда.
7.
Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы
приучает их к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная
информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время не
надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой
пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить.
Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что
и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области
своей специальности, но и в области политики, искусства, общей
культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем
человеческих достоинств и ценностей.
8.
Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как
психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход
из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и
материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы
положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка
полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем
самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно
умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться
как личности. Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы
помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять
действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального
мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его
возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь. Никогда
не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и
заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым
образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой,
доверия ждать уже не приходится.
9.
Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем
в начале пути. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку
хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания,
то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов. Такие
простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных
педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в
плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на
которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.
10.
Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери
в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом
сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой
ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и
трудно.