(Для учащихся 12 — 13 лет) Все разработки рассчитаны на 2 — 3 классных часа.
Задачи:
познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи,
установить зависимость между речевой культурой человека и его общей
культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать
навыки речевого общения.
Ход подготовки:
1. Предложить учащимся выполнить следующие
задания: подобрать меткие и образные высказывания о русском языке,
пословицы, поговорки, афоризмы, подготовиться к конкурсу выразительного
чтения.
2. С помощью учителя русского языка и литературы отобрать
лучшие сочинения учащихся класса, выписать из неудачных сочинений
смешные обороты речи, неправильные выражения; понаблюдать за тем, как
говорят ученики, много ли слов-сорняков в их речи (подготовить на эту
тему небольшую театрализованную сценку).
3. Написать плакат:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
И. С. Тургенев.
План-конспект занятия:
1. Вступительное слово классного руководителя (тезисы):
Язык
— это наша история, наше богатство, культура, это язык А. С. Пушкина,
И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих
хранителей красоты, могущества и образности родного языка.
В речи
человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.
Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении
определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов,
словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в
чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в
яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи,
интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать
эмоциональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ
Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно
выражена».
2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, подготовленная учениками.
3. Культура речи, мышления, чувств.
Классный руководитель:
О
культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает
свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание
и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Прослушайте,
пожалуйста, выдержки из ваших сочинений и ответьте на вопросы: какое
значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в
письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если
он неглубоко усвоен?
В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и
доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и
бестактное — приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из
жизни. Ответьте на вопросы: как связана культура речи с культурой
чувств? По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре
человека? Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью
человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими
чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с
другими людьми? Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в
общении с людьми? Назовите их (сдержанность, предупредительность, умение
управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично
проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им
пользоваться, доброжелательность и т. п. ). Как бы вы реагировали на
слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)?
(Рекомендации по развитию способности к сопереживанию, сочувствию,
умению соотносить свои поступки с эмоциональным состоянием окружающих
людей см.: Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. М. — Л., 1967, с. 173;
Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1978, с. 89; Леви В.
Искусство быть собой. М., 1977, с. 43; Учитесь властвовать собою... М.,
1975, с. 139).
4. Как повысить культуру речи.
Классный руководитель:
Речь
служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить
просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять
такие задания, как составление словесного портрета, театральная
импровизация и др.
5. Как стать интересным собеседником.
Классный
руководитель обращается к учащимся с вопросами: какими качествами, на
ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите
контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении?
Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем он
предлагает учащимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой
по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по
дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и
душевность человеческих контактов зависит не только от правильности,
уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса,
употребляемых жестов и мимики. Можно рекомендовать учащимся книги по
культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости.
Изд. 2-е. М., 1976, с. 113; Казимирская И. И. Учись быть культурным.
Минск, 1982, с. 24; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975, с.
82; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в
нашем общении). М., 1982.
6. Учись искусству спорить, думать, обсуждать!
Классный руководитель:
Умение
анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по
поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать
свои взгляды — все это важные показатели речевой культуры.
Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте
обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе
мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или
иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации
явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам
коммунистической морали
Классный
руководитель обращается к учащимся с вопросами: часто ли у вас
вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось
ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем? Удалось
ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи
судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо
вести спор, чтобы он не превратился в ссору
Далее классный
руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора- настойчиво
отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности,
уважительно относись к чужому мнению, будь тактичен с собеседником и т д
7. Подведение итогов занятия
Классный
руководитель вместе с учащимися обобщает требования, предъявляемые к
культуре речи, и составляет памятку, которую можно повесить в классном
уголке